Помогая учителям по всей стране, анализируя законы, которые были тогда, есть сейчас и будут приняты в будущем, регулярно ловлю себя на нерадостных мыслях.
Раньше учитель русского языка и литературы преподавал только свой предмет. Да, его могли заставить или попросить вести и другой предмет, но он всегда мог ответить: «Извините, я по должности кто? И другой предмет вести не буду».
Заработную плату, престиж советского времени я вообще не трогаю - это и так всем известно. А сколько времени свободного было тогда у учителей? Они могли реально готовиться к урокам так, чтоб у детей глаза не то что горели после урока, а стены прожигали от восторга.
Государственная политика. Раз все было государственное, то и мотивация была, чтоб везде работали люди образованные, профессионалы. Ведь это дешевле - научить человека, и не бояться, что когда он станет работать, то "наломает дров".
Политика России сосредоточена на обучении детей при наименьших расходах со стороны государства. Все эти оптимизации, благодаря которым учителя работают на полторы, две ставки и при этом могут совмещать еще и другие должности, привели к тому, что теперь учителя не имеют возможности должным образом готовиться к урокам, использовать индивидуальный подход в обучении и т.д.
Если раньше целью обучения было научить, то теперь - научить пользоваться достижениями науки и максимально социализировать ученика.
Для детей с ОВЗ были отдельные школы/ классы, и учителя концентрировались именно на них.
Сейчас такие дети обучаются вместе с другими детьми. Но это все происходит в условиях отмены максимальной численности 25 учеников в классе. Теперь в классе может быть 28 учеников и 2 ребенка с ОВЗ. Все забывают о том, что дети с ОВЗ требуют специальной методики обучения. Для них разрабатывается отдельная рабочая программа, воспитательная программа и т.д.
Один ребенок с психологическим расстройством в условиях массовости класса может свести на нет весь образовательный процесс.
Нехватка педагогических кадров специальной квалификации превращает всю инклюзию образования в абсурд. К чему это приводит?
Все дети должны получить образование в 9 классов. И получается, что со снижением качества образования будет реформа образовательных программ по предметам. Будет (и уже есть) снижение "сложности" предмета из класса в класс, чтобы в условиях массовости образования не снижался процент детей, которые успешно сдают выпускные экзамены.
Да поправят меня экономисты. Но если делается упор на массовость в производстве, то закономерным является снижение качества.
Теперь учитель с педагогическим образованием может вести абсолютно любой предмет. Можно иметь в нагрузке 8 часов литературы, 5 часов математики, 5 часов физики, и это будет вполне законным. Но где забота о педагоге? Разве можно спокойно переключаться между всеми этими предметами и преподавать их на высоком уровне? Может и можно, но для этого должно быть свободное время у учителя.
Московская электронная школа, которая набирает обороты, создана для того, чтобы все уроки по всем предметам были в электронном виде. Идея хорошая именно как дополнение к обычному образованию. Но я не удивлюсь, если будут попытки заменить уроки в школе обычным видео урока с ютуба.
Особенно это актуально в свете того, что Минпросвещения РФ рекомендует детям в сельской школе обеспечить получение образования дистанционно. Но кто будет объяснять детям? Учитель по интернету? Удобно. Можно сэкономить на льготах, зарплате.
Итого
1. Образование главной целью имеет обеспечение социально активного человека с минимальным набором навыков.
2. Учитель уничтожается. Пытаются прийти к тому, чтобы один человек мог преподавать все, и не обязательно в стенах школы (дистанционное обучение). Наверное, будет даже не учитель, а "надзиратель", который не даст детям баловаться при просмотре урока с ютуба.
3. Инклюзия....как много в этом слове. Цель не социализировать, а сэкономить, и уменьшить сложность образовательной программы по предметам. Раньше мы смеялись шуткам М. Задорнова о школе в Америке.... А теперь, как бы сами не получили еще "смешнее" школу.
4. Электронная школа хороша только при условии, что не будет заменять обычные "живые" уроки в обычной школе.
РАНХиГС провёл исследование ещё в октябре 2018 года, согласно которому от 5 до 20% детей не осваивают учебную программу. Порядка 5% выпускников начальной школы не освоили элементарный счёт. В целом знания у большинства детей, окончивших началку - фрагментарные, без крепкой базы.
Я Вам больше скажу. Мне сегодня пожаловалась учитель математики, которая ученице 11 класса поставила двойку за контрольную работу за то, что девочка в одном из заданий косинус 15 умножив на ноль, получила косинус 15. Я вот гуманитарий, но нас как-то так в школе учили (в соответствии с программой и по соответствующим методикам), что такие элементарные знания в подкорку въелись. А нынешние фгосовские дети могут только подставлять данные в аналогичные задачи. Всё. Думалка не работает. И память не тренирована. (Таблицу умножения не знают большинство. Есть уникумы, которые и вовсе в основной школе считают на пальцах).
Причём Васильева прокомментировала это экспертное мнение только в феврале, с олимпийским спокойствием объяснив, что не стоит так то уж доверять подобным исследованиям. Потому что само министерство последние 20 лет аналогичного анализа не проводило, но, скорее всего, запланирует. Также, по мнению министерши, любого ребёнка можно научить, любую запущенность ликвидировать. Можно, но не так, как это предлагает делать министерство.
А как она собирается это делать, если коррекционные школы в большинстве своём позакрывали, ввели инклюзию и дети, которым требуются особые условия, учатся в обычных школах по якобы адаптированным программам? Министерство считает, что педагогам достаточно пройти двухнедельные курсы по ОВЗ, чтобы квалифицированно выполнять работу дефектологов. На которых учатся в институте 5 лет.
А ещё нас недавно просветили проверяющие из регионального министерства, что с сентября 2019 года в коррекционные школы будут переводить исключительно "лежачих" детей. Всех остальных - умственно отсталых, слепых, глухих, безногих, безруких - в обычные школы переведут. И вводят для них стандарт с упором на технологию. Если сейчас у школьников 5-7 классов 2 часа технологии в неделю, в 8 - 1 час, то для "особенных" детей запланировано 12 часов за счёт математики, русского языка и других предметов. А поскольку такого количества учителей технологии взять неоткуда, да и материально-техническая база умерла (почти нигде уже нет мастерских для мальчиков, утюгов, швейных машин и электроплит для девочек), то в каждом муниципальном образовании будет выбрано 2 школы, на базе которых будут созданы центры технологии. На резонный вопрос, как мы будем доставлять туда детей, был получен ответ - они будут учиться дистанционно. Дистанционно! Делать табуретки и шить трусы! Я не успеваю за маразмом наших милых чиновников.
На мой взгляд, всё-таки правильнее было бы собирать таких детей в специализированные коррекционные школы или интернаты. И уже там комплексно их обучать, социализировать, прививать навыки самообслуживания и начала профессий. Применяя усилия психологов, дефектологов, учителей коррекционной направленности, врачей. Вот как я буду учить слепого ребёнка? Срочно идти изучать азбуку Брайля? А глухих и немых? Учиться языку жестов? Чем думают в министерстве?
Вы представляете себе, насколько тяжело будет учиться такому ребёнку среди абсолютно (в большинстве своём) здоровых детей? Боюсь, что психотравмирующая ситуация не оправдывает никакой социализации.
А в Вашем регионе есть ещё коррекционные школы и классы? Или уже все дети с ограниченными возможностями здоровья - Ваши?
Источник: https://zen.yandex.ru/pro_shkolu
Комментариев нет:
Отправить комментарий